Dynamokyiv86
Репутация: 0
Зарегистрирован: 05.08.2012 Сообщения: 5100
|
Добавлено: Вт Авг 07, 2012 5:40 pm Заголовок сообщения: 200 СССР - ИРЛАНДИЯ - 1:0 (ЧМ) |
|
|
СССР - ИРЛАНДИЯ - 1:0 (0:0)
13 мая 1973 г.
Отборочный матч Х чемпионата мира.
Москва. Центральный стадион им. В. И. Ленина. 65000 зрителей.
Судья - У. Дальберг (Швеция).
СССР: Пильгуй, Дзодзуашвили, Хурцилава (к), Ловчев, Капличный, Колотов, Мунтян (Ольшанский, 78), В. Кузнецов, Андреасян (Федотов, 65), Онищенко, Блохин.
Тренер - Е. Горянский.
Ирландия: Келли, Керол, Холмс, Муллиган, Макконвил, Хэнд, Дживенс, Мартин, Триси, Джилс (Деннехи, 46), Конрой (Бирн, 46).
Тренер - Л. Тухи.
Гол: Онищенко (58).
ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ
Раскрытая, штурмующая (как в Дублине) ирландская сборная и закрытая, обороняющаяся (как в Москве) - две разные команды. Без двух минут час понадобился для того, чтобы сборная СССР пробила, в конце концов, то, что ирландский тренер Л.Тухи именовал «защитным покрывалом». Способ ведения игры, с которым столкнулась наша сборная в прошлое воскресенье, сюрпризом не был и особого секрета для советских тренеров не представлял. Уже сейчас разумно предположить, что нечто подобное подстерегает нашу команду и в следующей игре с французами.
Еще в октябре, проиграв в Дублине, тренер ирландцев Л.Тухи говорил, что очень рассчитывает на приезд Москву Джилса и Муллигана. Оба к атаке отношения не имеют, один - защитник, второй - хавбек. Джилс и Муллиган приехали, сняв тем самым все трудности при компоновке того состава, что диктовался тактикой, избранной гостями. Джилс ведь сыграл в Москве, несмотря на то, что в среду должен был выступать за «Лидс» в финале Кубка кубков в Салониках. Правда, сыграл, на взгляд ирландцев, не лучший свой матч, в чем частично повинен Виктор Кузнецов, присматривавший за этим хавбеком.
Если в первой игре в Дублине Тухи позволил себе роскошь использовать четырех игроков из ирландских полулюбительских клубов, то в Москве он нашел место лишь одному - своему любимцу защитнику Макконвилу. Егo рост - 180 см. - во многом тому причиной. Остальные позиции были доверены «англичанам» из профессиональных клубов. Все они в хорошей форме, накопили до приезда к нам полноценный игровой багаж по 50 матчей и более в чемпионате и Кубке Англии. Материал для того, чтобы соткать то самое «защитное покрывало», в котором должна была увязнуть, по мысли гостей, наша команда, был вполне добротен. Работу выполняли люди, сведущие в тонкостях футбольного дела и знающие, что и чему, когда речь идет о защите ворот.
Мне, как и многим с трибуны, казалось, что гости делают это дело хотя порой и резковато жестко, но вполне чисто. Разувериться в «чистоте» все же пришлось, когда я зашел в раздевалку нашей команды. Без ссадин и царапин почти никто не вернулся. Синева с фиолетовым отливом явно преобладала, были и такие, что просто не могли встать с кресла. Олег Блохин, морщась от боли, безуспешно пытался надеть ботинок на разбитую вспухшую ногу. Немногим лучше обстояли дела у Хурцилавы, Мунтяна, Дзодзуашвили. У Виктора Колотова глаз заплыл, и, казалось, окончательно. Как объяснил мне врач сборной С.Мышалов все это случилось еще в первом тайме. Второй, на его взгляд, был менее болезненным. Сразу оговорюсь, что и наши тренеры (Е. Горянский и А. Парамонов), и Л. Тухи претензий к арбитру не имеют. Швед У. Дальберг четко провел матч.
Известно, что средства, применяемые в поединках такого ранга для того, чтобы сбить пыл, обескуражить, остановить соперника, рвущегося вперед, весьма обширны. Невольно сравнил я эту картину с той, что 6ыла в нашей раздевалке в Дублине после первой игры. Тогда обошлось без синяков. Разница в последствиях проистекала от разницы в стиле. В первом случае ирландцы применяли открытый вариант в другом пользовались «защитным покрывалом».
Вот почему трудно возвращаться абстрактно к тому, что виделось с трибуны. Все мы сетовали, как это Виктор Колотов в середине второго тайма недостаточно сильно послал мяч головой в угол, и вратарь Келли, успел мяч отбить. Теперь же было ясно, что Колотов принимал этот пас «со слепой стороны», через боль из-за травмы глаза. Рывок Блохина по центру выполнен был вроде недостаточно расчетливо, но с такой травмой вообще непонятно, как он его осуществил. Никаких жалоб я сетований, разумеется, в раздевалке сборной СССР не раздавалось. Все понимали, что такой ценой порой приходится платить за победу в матчах подобной категории, имеющих мало общего с обычными товарищескими встречами.
Не открою особого секрета, сообщив что, когда для подготовки стали прибывать игроки сборной, больных и травмированных оказалось неожиданно много. Блохин не успевает залечить одну травму, как его уже подстерегает другая. Кстати, замена Мунтяна было заранее запланирована еще на установке. Долго из-за травмы его участие было вообще под вопросом. Киевляне по-прежнему дают нашей сборной больше всего игроков, и им вероятно, в этой связи труднее придется в сезоне, чем остальным клубам.
По сравнению с матчем в Дублине изменилась не только сборная Ирландии, в рядах которой появилось четверо новых игроков. Наша команда полностью сменила линию атаки. Напомню, что в Дублине играли Семенов, Пузач, Еврюжихин, а в Москве - Блохин, Андреасян, Онищенко. Характер этих двух выигранных сборной СССР встреч не был и не мог быть одинаковым. Одна из футбольных истин вновь, очевидно, была продемонстрирована в воскресенье. Заключается она в том, что если какой-либо участок поля свободен, оставлен без присмотра, то лишь потому, что он не играет никакой роли для обороняющейся стороны.
А вот действительно важные для обороны точки и сектора никргда не пустовали. Их не оставляли без присмотра Кэрол, Муллиган, Макконвил и Холмс. Можно сказать, что если бы наша команда сосредоточила все усилия на использовании открытых, бесхозных участков, то поступила бы так, как хотели гости. По-настоящему создать угрозу сборная СССР могла, лишь вскрыв оборону в тех секторах, что все время были заняты и бдительно оберегались ирландцами. На мой взгляд, сужение фронта атаки в первом тайме порой подспудно диктовалось стремлением наших форвардов разорвать защиту ирландцев именно там, в самом опасном для обстрела ворот соперника месте. Эти-то участки в особой цене. Вскрыть их - значит проложить дорогу к успеху. На пути к ним в частоколе чужих ног и зарабатывались травмы.
Ирландцев не особенно беспокоили ситуации, когда мячом распоряжалась наша команда вдали от их ворот. Они охотно откатывались, но лишь до ближайших подступов к штрафной, так поступали даже форварды. Когда, отступая, хавбеки ирландцев (Хэнд, Джилс, Мартин) становились уже второй линией обороны, движение тормозилось. Происходило это не потому, что так предусматривал тренерский план, просто отступать дальше было некуда. Штрафная площадь была уже заполнена.
При обороне в восемь человек у атакующей стороны для маневра пространства почти нет, не остается свободных, открытых позиций, каждый оказывается под присмотром, каждый получает сторожа. Дриблинг в таких условиях чрезвычайно затруднен, ибо защищающиеся находятся друг от друга чуть ли не на расстоянии вытянутой руки.
Приятно, что сборную СССР отличали в игре с ирландцами максимальная мобилизованность на борьбу и бескомпромиссность в ней. Без этих качеств на успех рассчитывать трудно, но уместно отметить и другое: наши футболисты не приспосабливались к сопернику, строили игру на собственных достоинствах. Своя игра всегда импонирует, хотя, конечно, не зачеркивает проблем и недостатков.
Начав матч с атаки, сборная СССР, естественно, стремилась быстро забить мяч. Такой гол всегда снимает напряжение, он мог бы изменить характер борьбы. Быстро забить не удалось, хотя возможности для этого были. Уже на 7-й минуте Мунтян расчетливым пасом пытался вывести на ударную позицию Андреасяна, но тот к мячу не поспел. Через четыре минуты на долю Андреасяна выпал уже чисто голевой момент, но перебросить мяч через вратаря Keлли не удалось. Вскоре Колотов хорошо сыграл с Блохиным, и наш левый край, обманув финтом защитника Кэрола, казалось, проскочил на чисто ударную позицию. Блохин удара не нанес, попытался обмануть еще и Муллигана, в чем не преуспел. Затем дважды в районе штрафной площади ирландцев возникала мощная фигура Хурцилавы, но ему с ударами не повезло. В общем-то, дальнего обстрела почти не велось, хотя он в плане игры оговаривался. Когда Мунтян послал мяч над перекладиной, зрители эту попытку не одобрили, и в дальнейшем наш полузащитник предпочитал доверять мяч для последнего удара другим.
Сe6e в актив ирландцы в первом тайме записали лишь две контратаки. В одной из них Дживенс обошел Капличного на скорости, что выглядело несколько странно, и опасно передал мяч в центр где обстановку успел разрядить Кузнецов. В другой ситуации Хурцилава вовремя пресек активность Триси.
Расшатывали оборону ирландцев наши игроки довольно настойчиво и решительно. Но те не падали духом, без стеснения отбивая мяч на угловой, либо за боковую линию. Келли упрекнуть никто не мог. Он просчетов не допускал. Вратарь ирландцев сумел даже выбить из-под перекладины мяч, направленный туда со штрафного Блохиным.
Начало второго тайма оказалось даже более обильным на голевые ситуации, чем начало первого. Сначала Онищенко пробил рядом со штангой, затем замешкался Андреасян, получив мяч от Мунтяна. И буквально тут же Колотов ударил мимо цели. Любопытно, что большинство угроз подготовил своей активной игрой на правом фланге Владимир Мунтян. Он был первым пунктом и в том пути, которым закончился, наконец, взятием ворот. Мунтян дал точный пас Блохину, тот, проскочив двух защитников ирландской сборной по правому флангу, снайперски перевел мяч через все «защитное одеяло» ирландцев на левый фланг. Там Онищенко принял мяч на грудь, сбросил его себе на ход и закончил короткий рывок четким ударом в угол.
Гол изменил характер игры, хотя и не так разительно, как можно было предполагать, Наша сборная продолжала владеть инициативой, но сменивший Джилса Деннехи создал пару сложных для советской обороны ситуаций.
Нужен был второй гол для закрепления победы. Удобные ситуации для этого были у Онищенко, Блохина, Колотова, Ольшанского, Федотова. Двое последних не рискнули взять завершение атаки на себя, ограничились передачами мяча партнерам, хотя логика ситуаций требовала от них самостоятельности.
- Матч был сложным и трудным для нас, - сказал стерший тренер сборной СССР Евгений Горянский. - Соперник действовал жестко, по игроку, плотно в обороне и бескомпромиссно. В составе ирландцев появился ряд незнакомых для нас футболистов - Муллиган, Джилс, Дживенс. Наши футболисты старались сыграть в свою игру, не адаптируясь к сопернику, и в этом плане многое удалась.
При всем желании спешить с выводами нет оснований. Нельзя не учитывать, что матч с ирландской сборной был лишь первым в той двухраундовой отборочной серии, что выпала нашей сборной в мае. В такой ситуации целесообразнее подождать игры с французами. Матч со сборной Франции не может быть простым, ибо при любом повороте событий для наших соперников он означает последний шанс. Как и для нас. Так что все решится в этом матче.
Геннадий РАДЧУК. Еженедельник "Футбол-хоккей" №20, 1973
СТАВКА НА ПОБЕДУ
Турнирное положение в группе обязывало советскую сборную в матче против сборной Ирландии прибегнуть к самым решительным действиям для обеспечения победы. Любой иной итог в подобной ситуации был неприемлем. Видимо, памятуя, об этом, наша команда, по свистку шведского арбитра Дальберга начавшая с центра, без раскачки повела массированное, в хорошем темпе и довольно согласованное наступление на ворота гостей, вселив тем самым в сердца болельщиков надежды на благополучный исход.
Ирландская команда крепко зажата на собственной половине поля, но пытается, и небезуспешно, сохраняя спокойствие и достоинство, выходить из затруднительных положений, чередой возникающих вблизи ее ворот. В этом ей оказывает неоценимую услугу хорошая и примерно равная у всех игроков тактико-техническая подготовка. Отличная игра головой, умение одним-единственным касанием погасить передачу любой силы, сделать ее удобной для следующего хода, разнообразная техника выполнения самих передач, точно выверенных и дозированных, высвобождали гостям в критические моменты дополнительное и как воздух нужное время для перевода игры в спокойное русло.
Однако все эти плюсы во внешне выигрышной манере гостей оказывались малосостоятельными перед решимостью, скоростью, должным психологическим настроем и, в свою очередь, неплохим техническим обеспечением нашего наступления.
Все сказанное объясняет причину, по которой игра, особенно в первом тайме, развивалась в одностороннем направлении, оставив в удел гостям лишь эпизодические контратаки. Правда, одна попытка ирландцев вторгнуться и закрепиться крупными силами на половине поля Пильгуя состоялась, но была тут же пресечена опасным прорывом Андриасяна по центру, едва не закончившимся выходом один на один с Келли. Это сразу вернуло гостей к действительности и в дальнейшем удерживало от риска выдвигаться всей командой к центру поля.
Счет голевым моментам открыла 11-я минута, когда Андриасян перехватил пас, адресованный вратарю Келли. К сожалению, наш игрок не сумел в последнее мгновение перебросить мяч через бросившегося ему в ноги спасать положение Келли. Через минуту низовой удар Онищенко едва не прозевал тот же Келли, в последний момент накрывший мяч на линии ворот.
Вскоре, прервав комбинацию соперников в центре, (кстати, и до этого смело и успешно игравший на перехвате), вперед продвинулся наш капитан Хурцилава и нанес метров с 40 мощный удар, чуть было не угодивший в угол ворот. Затем Блохину после удачного финта открылось "окно" для удара с линии штрафной площади, но он, видимо, не доверяя своей правой ноге, предпочел обыграть следующего защитника, и обыграл-таки, но увел мяч влево и тем самым упустил реальный шанс поразить цель. Наконец, после фланговой подачи Ловчева Мунтян пробил сильно, но, увы, выше ворот.
Все эти голевые ситуации складывались в середине тайма на отрезке от 11-й до 25-й минуты и явились отражением территориального и игрового превосходства сборной СССР. У ворот же Пильгуя настоящая опасность возникла только однажды, к исходу 26-й минуты. Дживенс, бывший, пожалуй, лучшим и самым быстрым форвардом гостей, прорвавшись по правому флангу, убежал, словно конькобежец, по "большому виражу" от Капличного и затем резко отпасовал назад, под удар Триси. Но тут Кузнецов выручил нашу команду, в шпагате "украв" мяч из-под ноги ирландца.
И все же, несмотря на очевидный перевес нашей команды, гол в первом тайме ей забить не удалось. Объяснить это можно и долей невезения, но в определенной мере и тактическими погрешностями. Привыкшие во внутреннем чемпионате к плотной опеке по всему полю, наши игроки в этом матче (особенно в центре поля) получили относительную свободу. Создавалось впечатление, что эта "вольная жизнь" толкала их на путь соблазна "попользоваться" мячом, протащить его чуть больше положенного. Эта на первый взгляд невинная вольность оборачивалась потерей темпа, помогала гостям вовремя и организованно встречать атакующих на последнем рубеже.
В этом смысле характерно подключение по всему флангу с мячом Дзодзуашвили. Продиктованные, конечно же, похвальным стремлением усилить атаку, эти проходы, не завершаясь моментальной передачей в центр, лишь "замораживали" ее.
Получалась странная вещь: внешне все выглядело эффектно, а на деле наоборот. Аналогичные и более редкие рейды Ловчева на этом фоне выглядели более действенно, ибо оканчивались подачами на ворота, и за них с ходу форварды завязывали борьбу. Кроме того, в первом тайме наша атака явно задыхалась от нехватки "жизненного" пространства. У ворот Келли было тесно. Но Блохин, в целом проведший матч агрессивно, почему-то редко появлялся у бровки, чтобы расширить фронт атаки, облюбовав себе позицию по месту левого полусреднего. Но эти мелкие помарки тактического характера ни в коей мере не зачеркивают упоминавшихся достоинств, проявленных нашей сборной при преодолении мощного оборонительного заслона. К тому же в перерыве, видимо, старшим тренером Горянским были внесены нужные поправки, и игра сборной обрела окончательную тактическую стойкость.
Во втором тайме ирландцы вводят в строй двух свежих игроков, заменив, в частности, опытного диспетчера Джилса, активность которого сковал работоспособный Кузнецов. Это позволило командам какое-то время поиграть на равных. Но затем наши футболисты предлагают предельно высокий темп и создают целую серию острейших положений у ворот Келли. Напряжение растет прямо на глазах. С близкой дистанции, почти с того же места поочередно "стреляют" Онищенко, Колотов и Андриасян, которому после розыгрыша штрафного выпала редкая, без помех возможность нанести завершающий удар метров с семи. Но мяч летит выше ворот. Наконец Блохин, получив передачу от Мунтяна, навешивает мяч на другой фланг. И здесь, четко приняв его на грудь, Онищенко "выправляет" себе мяч под удар и без промедления бьет. Гол.
Вскоре после гола на поле вышел Федотов, заменивший Андриасяна и занявший привычное место в линии хавбеков. Эта удачная мера, с одной стороны, и, конечно, жажда соперников отыграться - с другой, создали наконец тот оперативный простор, на котором было где разгуляться таким скоростникам и дриблерам, как Блохин и Онищенко. Вольготно маневрируя, хорошо поддерживаемые вторым эшелоном, они немало потрудились, чтобы сделать атаки нашей сборной динамичными и опасными. Достаточно вспомнить проходы Блохина по центру и на левом фланге, эффективный дриблинг Онищенко, ставившие под угрозу ворота гостей, чтобы понять, как близка была наша команда к рождению второго гола.
Практика матча показала, что и с двумя форвардами возможно создать продуктивную атаку. Пусть это не прозвучит как упрек Андриасяну, игроку бесспорно интересному. Ему просто трудно было вот так сразу раскрыть себя в роли чистого центрфорварда. Ясно, что не от хорошей жизни старшему тренеру приходится ныне обращаться к услугам футболиста, способного принести неизмеримо большую пользу на привычном месте, нежели на таком специфичном.
В целом же наша сборная в отчетном матче показала содержательную и уверенную игру и заслуженно победила, вселив тем самым в поклонников футбола основательные надежды на то, что и "французский" барьер будет успешно преодолен.
С. САЛЬНИКОВ. Газета "Советский спорт", 15.05.1973
Полузащитник сборной СССР Виктор Колотов в атаке.
Нападающий сборной СССР Олег Блохин обходит защитника ирландцев Кэрола.
Слева - киевский динамовец Владимир Мунтян
Одна из атак советских футболистов. Фото Б. Светланова и Ю. Моргулиса
|
|