СССР - ВЕНГРИЯ - 0:1 (0:1)
23 сентября 1956 г.
Товарищеский матч.
Москва. Центральный стадион им. В. И. Ленина. 102000 зрителей.
Судья - Ж. Девийе (Франция).
СССР: Яшин, Н. Тищенко, Башашкин, Огоньков, Парамонов, Нетто (к), Татушин (Мозер, 46), Вал. Иванов, Стрельцов, Сальников, Ильин.
Тренер - Г. Д. Качалин.
Венгрия: Грошич, Карпати, Бёржеи, Котас, Божик, Беренди (Бунджак, 50), Шандор, Ш. Кочиш, Хидегкути, Пушкаш, Цибор.
Гол: Цибор (16).
* * *
Сезон 1956 года сборная команда Венгрии начала крайне неудачно: проигрыши Турции - 1:3, Чехословакии - 2:4, Бельгии - 4:5, ничьи с Югославией и Португалией. В зарубежной печати появились статьи о кризисе венгерского футбола, но это были преждевременные заключения. Как показали последующие игры, венгерский футбол испытал только временный спад, и в этом вскоре убедились югославские, французские и советские футболисты.
Победив сборную команду Югославии со счетом 2:1, венгры прибыли в Советский Союз с твердой решимостью поднять свой пошатнувшийся футбольный авторитет.
Дважды после успешного выступления венгерских футболистов на первенстве мира 1954 года встречались команды СССР и Венгрии, и дважды матчи между ними заканчивались с ничейным счетом 1:1.
23 сентября на Центральном стадионе им. В. И. Ленина в Москве в присутствии более ста тысяч зрителей состоялся традиционный матч венгерских и советских футболистов.
С самого начала советские футболисты повели игру в высоком темпе. Быстрые передвижения игроков с мячом и без мяча позволяли успешно маневрировать на свободном пространстве и опасно атаковать оборону венгерской команды.
Центр нападения Стрельцов часто таранил защитные линии. Инициатива была у игроков сборной СССР. Венгерские футболисты вынуждены усилить оборону своих ворот даже игроками нападения, их контратаки были эпизодическими и, как правило, проводились тремя нападающими - Цибором, Кочишем, Шандором.
Венгры намеренно сбивали высокий темп игры, медленно разыгрывали мяч, применяли короткие передачи поперек поля и довольно часто отдавали мяч из линии нападения назад, в линию полузащиты.
И следует отметить, что дальнейший ход игры ничем не отличался от его начала. Советские футболисты в течение почти всего состязания доминировали на поле, сохраняя территориальное преимущество.
Венгерские футболисты, физически подготовленные слабее наших игроков, предоставляли инициативу советской команде и большую часть времени проводили в защите.
Подобная система игры вывела из равновесия ряд наших игроков - Стрельцова, Огонькова, Парамонова, и они начали допускать ошибки.
В первой половине игры венгерскому нападающему Цибору удалось сильным ударом послать в ворота мяч, который Яшин не сумел задержать.
Счет 1:0 не изменился до конца игры, несмотря на реальные возможности советской команды уравнять счет. Прострельную подачу Татушина в двух метрах от ворот не сумел использовать Ильин.
После сильного удара Стрельцова, казалось, мяч в воротах, но Грошич в последнюю долю секунды отправляет его на угловой.
В этом матче венграм удалось расстроить наступательный порыв наших футболистов и свести к минимуму их атакующие возможности.
Следует отметить многочисленные нарушения правил игры, причем инициаторами этих нарушений являлись венгерские футболисты.
Первое поражение советской команды было результатом того, что наши футболисты не смогли в ходе матча изменить свою тактику. Насыщенная оборона оказалась для наших нападающих твердым орешком.
Венгерская команда выступила слабее, чем в 1955 году. Единственным преимуществом венгров была их хорошая игра головой. Лучшими в венгерской команде были: Грошич и Кочиш.
В советской команде лучшими были Яшин и Стрельцов, но последнему не хватало игрового опыта.
Интересно заявление французского судьи Жака Девиллера о прошедшем матче. "Мне кажется, - сказал он, - ничейный исход матча был бы более справедливым для обеих сторон: настолько советские игроки превосходили венгров в игре. В этом матче венгры скорее расстраивали игру, саботировали ее, чем строили какие-то игровые комбинации. Советские игроки не привыкли к такой манере игры, и потеря хладнокровия во второй половине матча дослужила им плохую службу - иначе они свели бы матч вничью".
От этого матча спортивная общественность ожидала большего. К сожалению, он многих разочаровал.
В.А. ГРАНАТКИН. "Международные встречи советских футболистов". Изд."Физкультура и спорт", 1957
* * *
"ПРОТИВНИК ГРУБИЛ С УЛЫБКОЙ"
Второй год подряд советская сборная встречалась с двумя лучшими командами прошедшего чемпионата мира. Венгры в 56-м заметно сдали. Непобедимая, высочайшего уровня команда, отправившаяся без подготовки в Турцию, уступила там хозяевам 1:3. Вслед за тем проиграла чехословакам - 2:4 и бельгийцам - 4:5. Последовали оргвыводы. Густава Шебеша, под чьим руководством легендарная венгерская сборная несколько лет крушила всех и вся, сняли с должности. Сборную передали в руки комиссии из пяти специалистов, возглавляемой Букови. Потускнели яркие звезды - Божик, Хидегкути. Далек был от прежней формы Ференц Пушкаш. Незадолго до приезда в Москву он возобновил тренировки после сложной операции. Все это объясняет невыразительную игру вице-чемпионов мира в московском матче. Ни одна из предыдущих трех встреч не проходила со столь заметным преимуществом одной из сторон, как четвертая, 23 сентября в Москве.
Наши игроки, довольные результатом ганноверского матча и польщенные завышенными (по мнению Качалина и его коллег) оценками западных и советских журналистов, спокойно готовились к игре.
Корреспондент "Московского комсомольца" наведался перед игрой в Тарасовку, атмосферой остался доволен, нашел время побеседовать с шеф-поваром Иваном Прыгуновым. Поинтересовался его прогнозом ("Выиграет сборная СССР") и вкусами игроков. Создавалось впечатление, что все они - едва ли не вегетарианцы: едят кефир и сливки, Стрельцов предпочитает кисломолочный продукт ацидофилин, Сальников обожает компот и готов променять его на любые блюда, чем товарищи охотно пользуются. Только Тищенко объедался сосисками. "Может съесть их в большом количестве", - доверительно поведал Прыгунов журналисту.
ЧУДО-БРОСОК ЛЬВА ВЕЛИКОГО
Ситуация на поле опасений поначалу не вызывала. Преимущество хозяев, особенно после пропущенного гола (Цибор, получив передачу партнера, пробил примерно с угла штрафной площади с лета в дальний верхний угол), стало подавляющим. Ощущение, что вот-вот забьют, не покидало зрителей и, видимо, футболистов. Но им фатально не везло. Промахивались, выходя один на один с Грошичем, не попадали в незащищенное пространство Иванов и Ильин... Стрельцов, как и в Ганновере, чаще остальных угрожал воротам. Пробил в штангу, перебросил мяч через Грошича, но в последнее мгновение вратаря выручил защитник. А за несколько минут до конца и гол забил - однако, по мнению арбитра, из "вне игры".
И мадьяры могли забить. Раз, после удара Пушкаша, повезло, в другой - выручил Яшин. Его чудо-бросок у меня перед глазами. Кочиш откликнулся на верховую подачу, легко, словно птица, преодолел земное притяжение и пробил головой в упор метров с шести, как умел только он, - мощно в "паутину". Яшин, вытянувшись во весь свой прекрасный рост, предотвратил беду. Как он это сделал, ума не приложу. Среагировать на такой силы и точности удар даже с 11-метровой отметки невозможно. Тем более с дистанции вдвое короче. Выходит, как только Кочиш оторвался от земли, Лев Великий, предугадав, куда венгр пробьет, уже оказался в полете - иного объяснения не нахожу. Кончиками пальцев он достал мяч, и тот, стукнувшись о перекладину, вернулся в поле. Смотрю футбол более шести десятков лет, но ничего подобного не видел.
"ПРОТИВНИК ГРУБИЛ С УЛЫБКОЙ"
Во втором тайме знаменитые венгры (никогда дотоле в таком не замеченные) оттянули в защиту семь-восемь человек, стараясь всеми правдами и неправдами сохранить добытое преимущество. "Как только наши во втором тайме прибавили темп, - писал Юрий Ваньят, - венгры, уступая нам в скорости и превосходя в возрасте, стали тянуть время. Нередко после неизбежных столкновений в борьбе за мяч некоторые венгерские игроки позволяли себе без нужды излишне долго лежать на поле" ("Труд" от 25 сентября).
Грубости было много. Инициативу проявили гости, не в меру накачанные у себя на родине взрывоопасной (рванет через месяц) антисоциалистической, антисоветской атмосферой. Наши отвечали.
Из выступлений на упомянутом заседании Секции.
Гранаткин: "Венгры, в отличие от немцев, упав, отталкивали руку наших игроков".
Качалин: "Матч был омрачен грубостью. Противник оказался хитрее, умнее. Грубил исподтишка, с улыбкой. Огонькову не было повода отвечать, а он пошел на открытую грубость... Стрельцов позволил себе отлягнуться, и Беренди вынужден был покинуть поле".
Беренди и Котас не справлялись со Стрельцовым, били его при попустительстве французского арбитра нещадно. Стрельцов терпел долго, но в конце концов ответил в открытую. Теперь уже в качестве компенсации судья простил нашего форварда. В первом тайме защитник венгров "обезвредил" Татушина. На второй тот выйти не смог и был заменен.
Имея большое игровое преимущество (соотношение ударов - 32:14, один Стрельцов пробил девять раз), советская сборная проиграла - впервые после возрождения в 54-м. И прервала великолепную 12-матчевую серию: +9=3-0, 50 - 12.
Напряжение на поле было столь велико, что некоторые наши футболисты нарушили этикет, не явившись на традиционный и обязательный послематчевый банкет. Дело неслыханное, недопустимое. На заседании игроков, не называя фамилий, пожурили.
"Я МУЖА СВОЕГО НЕ ВИЖУ!"
Тренер выставил "двойки" Огонькову, Иванову, Ильину и Мозеру, "четверки" - Башашкину и полузащите. Остальным - "уды". Только вратарь и центрфорвард удостоились "пятерки". "В нападении можно выделить Стрельцова... Играл активно, целеустремленно. Боролся вверху, что ему несвойственно".
Проигрыш Качалин объяснил субъективными причинами - самоуверенностью, недостаточным настроем. И объективными: психологической усталостью от двух подряд ответственных матчей - принципиальной календарной игры "Спартак" - "Динамо" и международной с ФРГ.
Тренер посетовал на частые длительные сборы: "У игроков нервы сдают. А отчего? У нас очень много карантинов и сборов, и они наносят определенный вред. В этом году игроки сборной проведут дома три с половиной месяца из двенадцати. А они люди молодые, есть среди них и семейные. Мы притупляем интерес игроков: все те же лица, те же занятия. Семью они не видят. Жена Тищенко говорила мне: "До каких пор это будет? Я же мужа своего не вижу. Мы ведь недавно поженились".
Говорят, что мы за границей много видим. Это не совсем так. Мы приезжаем и начинаем готовиться к матчу. Времени на осмотр не остается".
Перед матчем. Слева направо: И. Нетто, Л. Яшин, А. Башашкин, Э. Стрельцов, С. Сальников, А. Парамонов, М. Огоньков, В. Иванов, А. Ильин, Н. Тищенко, Б. Татушин.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах